Автор Тема: Жажда реформ и новый Патриарх  (Прочитано 68636 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
ЖАЖДА РЕФОРМ И НОВЫЙ ПАТРИАРХ

Сразу после избрания нового Патриарха СМИ заговорили о том, что на патриарший престол взошел реформатор и что Церковь нуждается в реформах. Кто-то сам предлагал список желаемых преобразований, кто-то тормошил церковных «спикеров» просьбой рассказать о том, какие реформационные проекты вынашиваются новым патриархом и его окружением.
«Мы ждем перемен». Или хотя бы сенсаций.
Столь настойчивый интерес и даже жажда церковных реформ не-церковными людьми и масс-медиа не удивительны. Это всего лишь жажда самооправдания  и самолюбования.  Мне это памятно по советско-атеистической публицистике.
Если Церковь стоит в своей неизменности – это дает повод для осуждения: «вот, мол, какие они закосневшие! Не могут понять нужды сегодняшнего дня, не дано им догнать меня и мою современность!».
Если же в жизни Церкви удалось заметить какую-то  переменчивость и как бы новизну (тут надо оговориться, что часто то, что кажется новым стороннему наблюдателю, на самом деле является частью малознакомой ему церковной истории и традиции), то бюргер опять же рад: «ну, наконец, даже эти тупые попы поняли мою («нашу») правоту и стали подлаживаться под меня!».
Вот и сейчас навязывание Патриарху имиджа и работы реформатора, боюсь, обусловлены чаще всего тремя мотивами, очень далекими от желания искреннего блага Церкви.
Первый мотив – азарт телезрителя, который хочет стать свидетелем бесплатно-исторических событий.
Второй мотив – любые публично-заявленные реформы делят зрителей на партии и апеллируют к их поддержке. И тут у зрителя появляется возможность ощутить себя экспертом, одобряющим или критикующим реформы, проводимые в области, в которой еще совсем недавно данный эксперт был совершенно несведущ.
Третий мотив – желаемые церковные реформы по ожиданию должны «приблизить Церковь к миру». При этом «мир» мыслится сидящим на троне вселенской правоты и милостивно взирающим на наконец-то опомнившуюся Церковь, запоздало приносящую свое покаяние Ее величеству Моде.
Нет, если Церковь будет меняться, то не ради приближения к миру, а ради большего соответствия самой себе, т.е. Евангелию. А Евангелие – это очень требовательная книга. «Раздай все и иди за Мной». Это никак не похоже на комфортный киносеанс с поп-корном.
Церковь с трудом, хромая на обе ноги, бредет к своей цели. А вечно-сидящие говорят: да вы реформируйтесь, не напрягайтесь, присаживайтесь рядышком, сидите, как и мы. «Присоединяйтесь, барон, присоединяйтесь!»
Нет, Церковь - Невеста Христова – не станет «дамой, приятной во всех отношениях». Тем более, что новый Патриарх прекрасно знает мир современного католичества, а потому знает и неоднозначный итог католического аджорнаменто (обновления, запущенного Вторым Ватиканским собором  в начале 60-х годов ХХ века). Он знает, что эти реформы не вывели католичество из под уничтожающего огня либеральной критики. Наш Шестнадцатый Патриарх знает, что Римский Папа Бенедикт Шестнадцатый пробует вернуть свою церковь к до-реформенным порядкам. И если уж католики становятся строже, то отчего же ортодоксам надо становиться снисходительнее?
Все слышат, что интонации патриарха Кирилла сильные и уверенные. Значит, полагать, что он «пойдет на уступки требованиям современного мира», даже психологически неуместно. Он – боец, умеющий выдерживать давление и отстаивать свою позицию.
Конечно, Патриарх как христианский пастырь, руководствуется любовью к людям. Но разве любовь это всегдашнее поддакивание? Если во всем быть таким, каким  тебя хочет видеть собеседник, то любовь никак не проявит себя. Ведь любовь это дарение своего. А если своего уже и не осталось – то что дарить-то? Если Церковь станет приятно-мирским кружком, что она сможет подарить миру такого, чего нельзя найти в кабинете психотерапевта или в кружке «анонимных алкоголиков»?
Реформы, которые станет проводить новый Патриарх, вряд ли будут заметными и сенсационными. Догматы, заповеди, обряды Православия останутся неизменными. А вот административная структура Патриархии, скорее всего, изменится. Но что изменится в жизни читателя светской прессы от смены митрополита Х епископом Z?
Только одно: Патриарх Кирилл талантливый и умный человек. Более того, он знает эту правду о себе, а не играет в смирение, отрицая перед самим собой свои таланты. Плюс  к этому он призван на пожизненно-высокий пост. И поэтому он свободен от некоторых распространенно-начальственных комплексов. Он избавлен от подозрительности в адрес инициативных замов, якобы жаждущих «подсидеть» шефа. Он избавлен от подсознательного желания окружить себя серыми  помощниками, безликий фон которых позволит ему казаться ярче. Патриарх Кирилл сам по себе ярок в любом окружении.
И это позволяет предположить, что в скором будущем рядом с Патриархом появятся люди, свободные от номенклатурного косноязычия. Люди, сочетающие веру, мысль и слово. И, быть может, настанет день, когда мой питерский однофамилец писатель Михаил Кураев признает устаревшим свое возмущенное – «Кой черт учил русских попов русскому языку!».

http://www.interfax-religion.ru/
« Последнее редактирование: 03.02.2009, 16:50:51 от д.Андрей Кураев »

Александр Полянский

  • Гость
Re: Жажда реформ
« Ответ #1 : 03.02.2009, 15:41:30 »


у Жванецкого было: "очень тяжело менять ничего не меняя, но мы будем!" :))

на самом деле радость от избрания патриархом митрополита Кирилла связана, мне кажется, не с ожиданием проведения тех гламурных реформ, о которых Вы сказали, отец Андрей, а с ожиданием потепенного, очень терапевтического, но реального решения назревших проблем в церкви. а также проблем существования церкви в обществе не в плане подстройки под это общество, под чавкающего бюргера, а в плане окончательного ухода от музейного статуса. например, отказа от юлианского календаря -- этого сейчас уже чисто музейного атрибута...
« Последнее редактирование: 03.02.2009, 16:10:00 от д.Андрей Кураев »

Оффлайн Михаил Сергеич

  • Сообщений: 215
Re: Жажда реформ
« Ответ #2 : 03.02.2009, 15:55:52 »
у Жванецкого было: "очень тяжело менять ничего не меняя, но мы будем!" :))

на самом деле радость от избрания патриархом митрополита Кирилла связана, мне кажется, не с ожиданием проведения тех гламурных реформ, о которых Вы сказали, отец Андрей, а с ожиданием потепенного, очень терапевтического, но реального решения назревших проблем в церкви. а также проблем существования церкви в обществе не в плане подстройки под это общество, под чавкающего бюргера, а в плане окончательного ухода от музейного статуса. например, отказа от юлианского календаря -- этого сейчас уже чисто музейного атрибута...
Вы не думаете, что "Жажда реформ" с стороны прессы - это как раз ожидание отказа от Юлианского календаря? Особенно в самом начале партиаршего служения? Это очень серьезная реформа! И как Вам видится эта реформа? Перейдем на Григорианский календарь, пропустив 13 богослужебных дней?

Александр Полянский

  • Гость
Re: Жажда реформ
« Ответ #3 : 03.02.2009, 16:08:04 »
Вы не думаете, что "Жажда реформ" с стороны прессы - это как раз ожидание отказа от Юлианского календаря? Особенно в самом начале партиаршего служения? Это очень серьезная реформа! И как Вам видится эта реформа? Перейдем на Григорианский календарь, пропустив 13 богослужебных дней?

я не знаю, что такое ожидания от патриаршества Кирилла со стороны прессы. со стороны какой прессы? пресса бывает желтая. бывает православная. бывает серьезная. бывает массовая... у прессы нет общих запросов и желаний :))) пресса это не единомыслящая социальная группа это даже не род, а некое объединение родов профессиональной деятельности
я ничего не писал о том. что это должно быть сделано в начале патриаршего служения. я писал о том. что преобразования должны выполняться терапевтически филигранно. я не писал также и о том, что это самое главное. важнейший вопрос -- я так не считаю. я считаю, что важнейший вопрос -- это преподавание православия взрослым мирянам и детям в школе, это нелицемерность епархиальных порядков и т.д.
о Юлианском календаре я сказал только как о самом кричащем свидетельстве сохранения у церкви музейных свойств, которыми так хотела ее наделить советская власть
я думаю, что обсуждение достоинств и недостатков Юлианского и Григорианского календарей это офтоп. слово мое было не об этом. хотя по-моему, обсуждать тут нечего -- это СЕГОДНЯ музейный атрибут смысл в нем полностью исчез после гибели богоборческого государства

Колмаков

  • Гость
Re: Жажда реформ
« Ответ #4 : 03.02.2009, 16:09:30 »
"Римский Папа Бенедикт Шестнадцатый пробует вернуть свою церковь к до-реформенным порядкам."
Пробует.Папа Бенедикт понял,что нужно останавливаться с подстраиванием под ситуацию.Оно слишком далеко зашло,да и характер у него (как мне кажется) пожестче, чем у предшественника.

Оффлайн иерей Игорь Подопригорин

  • Сообщений: 1129
    • Православный
Re: Жажда реформ
« Ответ #5 : 03.02.2009, 16:13:12 »
у Жванецкого было: "очень тяжело менять ничего не меняя, но мы будем!" :))

на самом деле радость от избрания патриархом митрополита Кирилла связана, мне кажется, не с ожиданием проведения тех гламурных реформ, о которых Вы сказали, отец Андрей, а с ожиданием потепенного, очень терапевтического, но реального решения назревших проблем в церкви. а также проблем существования церкви в обществе не в плане подстройки под это общество, под чавкающего бюргера, а в плане окончательного ухода от музейного статуса. например, отказа от юлианского календаря -- этого сейчас уже чисто музейного атрибута...

   Юлианский календарь - это не музейный экспонат, и тем более не проблема, которую надо решать. А проблемы действительно есть.

Оффлайн зоя

  • Сообщений: 562
Re: Жажда реформ
« Ответ #6 : 03.02.2009, 16:22:25 »
"....Конечно, Патриарх как христианский пастырь, руководствуется любовью к людям. Но разве любовь это всегдашнее поддакивание? Если во всем быть таким, каким  тебя хочет видеть собеседник, то любовь никак не проявит себя. Ведь любовь это дарение своего...."

      Здорово сказано!

      В одном из ранних интервью м.Кирилл говорил:
      "В церковном свидетельстве миру необходимо соблюдать баланс
      между вечным и изменяемым.Если этот баланс нарушается,то проповедь
      либо опускается до угодничества человеческим страстям,либо,напротив,
      возносится" до неприступного фарисейства."

      Отец Андрей,а ведь Вы тоже помогли предотвратить нарушение
      этого баланса.ПРАВДОЙ,как проявлением любви.

        А вот пример нарушения :

        "Собеседник журнала"Итогов"(№6от2февр.2009) признался,
        что за владыку Климента откровенно
        побаивались голосовать,поскольку его инициативы на посту
        управделами МП означали в основном "закручивание гаек".
        Например,он ввел в практику подробнейшие анкеты на
        каждого священнослужителя.

        В Тобольской епархии,которой управляет брат Климента,архиепископ
        Дмитрий,введен сухой закон,и это настолько серьезно,что даже
        если священнослужитель отмечает день рождения с бутылкой
        шампанского и об этом станет  известно,то последствия могут быть
        вплоть до лишения священного сана."

        Если такой владыка дорвался бы до большой власти,
        то,боюсь,через год Церковь осталась бы вообще без священников....

         Как милостив наш Господь,подаривший нам Патриарха Кирилла.
 

    
      


Оффлайн Михаил Сергеич

  • Сообщений: 215
Re: Жажда реформ
« Ответ #7 : 03.02.2009, 16:34:03 »
это СЕГОДНЯ музейный атрибут смысл в нем полностью исчез после гибели богоборческого государства
А какой календарь "не-музейный-атрибут"? Григорианский? Лунный? Не будет ли переход на другой календарь как раз "подстройкой" под мир? Не такие уж и большие расхождения между Юлианским и Григорианским календарем, хотя понятно, что Григорианский точнее. А как тогда понимать Ваши слова "смысл в нем ПОЛНОСТЬЮ исчез"? Нормальный, хороший календарь. Я не понял, если честно...
Цитировать
я не писал также и о том, что это самое главное. важнейший вопрос -- я так не считаю. я считаю, что важнейший вопрос -- это преподавание православия взрослым мирянам и детям в школе, это нелицемерность епархиальных порядков и т.д.
И я не писал, что календарь - это самое главное. :) Просто прокомментировал последние слова в посте. С приоритетом обсуждаемых вопросов полностью согласен.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
Re: Жажда реформ
« Ответ #8 : 03.02.2009, 16:41:58 »

Не думаю, что патриарх Кирилл вынашивает планы календарной реформы. Мы уже почти сто лет живем по двум календарям - светскому и собственно церковному. И я не вижу тут особых проблем. Более того, миссионерски это очень хорошо: есть повод  поговорить о смысле церковных традиций.

Оффлайн Протоиерей Николай...

  • Сообщений: 10898
    • Православный
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #9 : 03.02.2009, 17:14:08 »
Цит. Но разве любовь это всегдашнее поддакивание? Если во всем быть таким, каким  тебя хочет видеть собеседник, то любовь никак не проявит себя. Ведь любовь это дарение своего. А если своего уже и не осталось – то что дарить-то?
Вот, это хорошие слова. Дай Господи, что бы так оно и было. Никакого лицемерия.

А Юлианский календарь точнее и правильнее определяет время Пасхи. И хотя бы поэтому не устарел. Пасха то еще вроде не устарела...

Оффлайн Михаил Сергеич

  • Сообщений: 215
Re: Жажда реформ
« Ответ #10 : 03.02.2009, 17:15:08 »
Не, я на такой полёт мысли не способен - у меня аж дух захватило и в зобу инда спёрло :D
Ну тема же "Жажда реформ"! Вот и давайте "жаждать"! Жду новых предложений реформ! :D Чего бы нам еще отреформировать? Ладно, календарь оставим в покое! Отец Андрей нас заверил, календарной реформы не будет, а то у меня тоже аж в зобу дыхание сперло. :D

Оффлайн fidel

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3853
Re: Жажда реформ
« Ответ #11 : 03.02.2009, 17:15:37 »
Не думаю, что патриарх Кирилл вынашивает планы календарной реформы. Мы уже почти сто лет живем по двум календарям - светскому и собственно церковному. И я не вижу тут особых проблем. Более того, миссионерски это очень хорошо: есть повод  поговорить о смысле церковных традиций.

И я думаю, что две основные "страшилки" - реформа календаря и полная реформа богослужебного языка совершенно сейчас не нужны в России, они не стоят в ряду необходимых, зато постоянно с трепетом муссируются. Может быть стоит конкретно (не в общем по проблемам, а именно по этим) Патриарху выступить с успокоительным заявлением?

Оффлайн Хараим

  • Сообщений: 16751
    • Православный
Re: Жажда реформ
« Ответ #12 : 03.02.2009, 17:19:46 »
Ну тема же "Жажда реформ"! Вот и давайте "жаждать"! Жду новых предложений реформ! :D Чего бы нам еще отреформировать? Ладно, календарь оставим в покое! Отец Андрей нас заверил, календарной реформы не будет, а то у меня тоже аж в зобу дыхание сперло. :D
Дык я ничего не жажду - мне бы по старинке доковылять до гроба без потрясений - и экономических, и духовных - я бы и рад был. И язык богослужебный меня устраивает, и как священники одеваются, и даже то, что в некоторых храмах старушки из свечек пасьянсы раскладывают :)...

Оффлайн Протоиерей Николай...

  • Сообщений: 10898
    • Православный
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #13 : 03.02.2009, 17:21:07 »
А вот перевести многое на русский, действительно не помешает. Но только перевести с умом. Не разрушая общую картину. А то и я вот через 14 лет далеко не все понимаю, когда читают по ЦСЯ.

Оффлайн Серёжа К.

  • Сообщений: 1273
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #14 : 03.02.2009, 17:22:58 »
ЖАЖДА РЕФОРМ И НОВЫЙ ПАТРИАРХ

...........И это позволяет предположить, что в скором будущем рядом с Патриархом появятся люди, свободные от номенклатурного косноязычия. Люди, сочетающие веру, мысль и слово. .......
http://www.interfax-religion.ru/

хорошая статейка. только не понятно какое было раньше окружение у Патриарха? несвободное и косноязычное? люди, которые не сочетали мысль и слово?

Оффлайн Хараим

  • Сообщений: 16751
    • Православный
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #15 : 03.02.2009, 17:24:49 »
А вот перевести многое на русский, действительно не помешает. Но только перевести с умом. Не разрушая общую картину. А то и я вот через 14 лет далеко не все понимаю, когда читают по ЦСЯ.
Ох, а я так церковно-славянский люблю - прям слов нет. Навреное, только латынь мне больше нравится. Может, ввести латинское богослужение в обиход Русской Православной Церкви? Для любителей :)

А если по теме - то мне кажется "мы ждём перемен" задано несколько раньше и несколько в иной культурной среде. Просто поколение "хиппи" когда-то становится "бюргерами", но лозунги молодости греют ему сердце :)

Оффлайн Иван Слоганов

  • Сообщений: 92
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #16 : 03.02.2009, 17:28:22 »
Андрей Кураев
Скажите, г-н Кураев: а в каких необходимых переменах, по-Вашему, (не стану называть это реформами), нуждается РПЦ? Или всё чинненько и ладенько, всё пучком и ничего менять не надо?

Оффлайн Тимофей А.

  • Сообщений: 60
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #17 : 03.02.2009, 17:28:43 »
А вот перевести многое на русский, действительно не помешает. Но только перевести с умом. Не разрушая общую картину. А то и я вот через 14 лет далеко не все понимаю, когда читают по ЦСЯ.
Чтобы перевести с умом на русский язык, надо как минимум ум Пушкина . :)

Оффлайн Протоиерей Николай...

  • Сообщений: 10898
    • Православный
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #18 : 03.02.2009, 17:28:54 »
Ох, а я так церковно-славянский люблю - прям слов нет. Навреное, только латынь мне больше нравится. Может, ввести латинское богослужение в обиход Русской Православной Церкви? Для любителей :)

А если по теме - то мне кажется "мы ждём перемен" задано несколько раньше и несколько в иной культурной среде. Просто поколение "хиппи" когда-то становится "бюргерами", но лозунги молодости греют ему сердце :)
Нет, я ЦСЯ тоже очень люблю и молиться лучше на нем, и песнопения ярче и вообще... все... но, просто надо переводить ну совсем уж устаревшие, непонятные слова.

Оффлайн Тимофей А.

  • Сообщений: 60
Re: Жажда реформ и новый Патриарх
« Ответ #19 : 03.02.2009, 17:33:29 »
А если по теме - то мне кажется "мы ждём перемен" задано несколько раньше и несколько в иной культурной среде. Просто поколение "хиппи" когда-то становится "бюргерами", но лозунги молодости греют ему сердце :)
"Мы ждем перемен" - это Вы про В.Цоя намекаете и его поколение?

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru