Автор Тема: Источник вечности - основы православной культуры?  (Прочитано 3253 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Светлана Охрименко

  • Сообщений: 3293
Просьба к модераторам: потерпите, пожалуйста, пока цитаты на украинском без перевода - тема актуальна в основном для носителей языка. На днях добавлю перевод.

Об учебном пособии для 7-8 кл. ОШ «Джерело вічності. Основи православної культури»

(Б. Кузик, Л. Литвин, - Вид. 2-ге, випр. й доп. - Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2008)

 

Учебное пособие «Джерело вічності» характеризуется в аннотации как книга, в которой «обобщены основы православного вероучения, что поможет человеку правильно вести себя в храме, даст ответы на все ваши вопросы, поможет действительно познать православную веру».

Однако после прочтения пособия складывается впечатление, что его авторы знакомы с Православием только с внешней, культурологической стороны. Так, книга содержит атеистические штампы, неполную и искажённую информацию об основных понятиях христианства (во всех цитатах сохранена авторская орфография):

«Священнослужитель – служитель релігійного культу в сані єпископа, пресвітера (священика) та диякона.» (с.422, «Православний словник»);

«Царство Небесне – обіцяна для праведників посмертна винагорода в різних релігіях, інша назва Раю.» (с.424, «Православний словник»);

«Святий Переказ – постанови семи Вселенських Соборів, праці отців церкви.» (с.422, «Православний словник»);

«Ісус Христос – уособлення (рус. „олицетворение”) другої іпостасі Трійці, Син Божий.» (с.418, «Православний словник»).

Проблемы у авторов возникают и с описанием тех аспектов церковной жизни, в которых обычно ориентируются даже светские искусствоведы и культурологи:

«Деісус (грецьк. «молитва») – православна ікона Христа в архієрейському вбранні, а також центральний (третій) ярус ікон в іконостасі, в центрі якого вона знаходиться.» (с.416, «Православний словник»).

 

Книга написана топорным языком: «Згадаймо Софію Київську – пам’ятник, в якому розкрилася глибина народної віри, яка підняла національну інженерну думку до таких висот», «Найбільшим здобутком нашої культури є її національно-духовний зміст, який заповнила благодатною сутністю ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА» (с.4);

«Хоч люди нешвидко засвоювали поняття нової віри, але серед населення все більше з’являлося людей, які з усім запалом душі переймалися християнською вірою й намагалися запроваджувати її у повсякденному житті» (с.46).

«Вивчати релігійну культуру необхідно також тому, що при недостатніх знаннях у галузі релігії тема духовного буття часто не відповідає дійсності, що стає джерелом різних тлумачень, сприяє виникненню та поширенню окультизму, магії, сатанізму» (с.12). На той же странице в качестве иллюстрации предлагается обложка книги «Психология религиозных сект» (Б.В. Шапарь. – Мн.: Харвест, 2004. - серия «Библиотека практической психологии»). Если читатель откроет эту книгу, он убедится, что с точки зрения «психологов» не только секты, но и религиозная жизнь как таковая – явление негативное.

На с.27 приведено стихотворение И. Бунина в украинском переводе («Кам’яна баба»). Последние две строки даже в контексте разговора о язычестве выглядят однозначной пропагандой атеизма:

«Не Бог, не Бог створив нас. Бо то ж ми

Богів творили рабським серцем».

На с.37-40 авторы проводят мысль, что крещение Аскольда и Дира, княгини Ольги, а позднее – и Крещение Руси были совершены исключительно из политических соображений.

Авторы описывают также такой феномен, как «Ідеологія київського християнства». Суть этой «идеологии» заключается в подчёркивании национальной самоидентификации. Через эту призму ап. Павел представляется не апостолом языков, а «борцем за рівноправ’я усіх християнських народів» (с. 43). После этого уже не возникает удивления, когда прп. Феодосия Киево-Печерского представляют читателю как отшельника (с.45)... Подобные перлы встречаются практически на каждой странице.

В разделе о сотворении мира повествование вообще теряет логику. На с.93 проповедуется строгий креационизм, а на с.94-95 рассказ идёт вполне в эволюционистском ключе – никакого перехода, никакой логической связки между ними нет. Зато есть забавные пассажи, укрепляющие во вдумчивом читателе уверенность в том, что христиане – мракобесы:

«На четвертий же „день” деякі з цих тіл були так збудовані, що первісне світло зосередилося в них найвищою мірою і почало діяти з величезною потужністю – самоосвітлювальні тіла, чи світила, такі, як сонце та інші зірки» (с.91).

О книге в целом можно сказать следующее: она написана о Церкви людьми, которые с жизнью Церкви знакомы очень поверхностно – отсюда невнятность и поверхностность изложения материала и неизбежные ляпы. Имеют место не только фактические ошибки, но и непонимание внутренней логики христианства. Язык изложения также оставляет желать лучшего. И это уже второе (исправленное и дополненное!) издание. Остаётся непонятной и логика рецензентов (среди которых – священник, кандидат богословия).

ЗЫ: эту книгу предлагают использовать для преподавания детям христианской этики и культуры...

Светлана, а на Украине преподают или только собираются преподавать ОПК? И где, в каких регионах? И в каких школах: государственных, частных или церковных? Этот предмет обязательный или факультативный?

Будьте ласкаві, объясните ситуацию более-менее подробно или дайте ссыль по которой об этом можно почитать.

Оффлайн Светлана Охрименко

  • Сообщений: 3293
Светлана, а на Украине преподают или только собираются преподавать ОПК? И где, в каких регионах? И в каких школах: государственных, частных или церковных? Этот предмет обязательный или факультативный?

Будьте ласкаві, объясните ситуацию более-менее подробно или дайте ссыль по которой об этом можно почитать.
Доброго времени суток, Пётр Ниволаевич.
По-разному, кое-где уже лет 10 как преподают, кое-где ещё не преподают.
Могу инфу поискать, но это будет не быстро: вчера переехала на новую квартиру, везде разгром, и работу никто не отменял...  :'(
Могу сказать, как у нас в Горловской епархии УПЦ.
Предмет - факультативный, введен в 14 (25%) школ г. Горловки в этом учебном году (как эксперимент).
Позиция архиерея такова: не вводить, пока не будет нормальных преподавателей.
С этого года открыты бесплатные епархиальные курсы для учителей, которые хотели бы читать ОПК (как один из преподов говорю: всё серьёзно, никакой филькиной грамоты).
Собственно, эта тема - копия моего отчёта Владыке об этой книженции; результат - у нас в епархии такой пользоваться не благословят.

Дякую, теперь понятно. :) Будет время - все-таки поищите инфу.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru