Автор Тема: О пленниках мнений, или о лицемерии  (Прочитано 1134 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Жабенко

  • Сообщений: 517
Эта тема возникла в связи с обсуждением темы "О терпении, любви ко врагам (и не только)" в этом же разделе, но написана она раньше.
© Александр Жабенко
О пленниках мнений, или о лицемерии


Лицемерит тот, кто внутренне сознательно не таков, каков он выглядит внешне. Но этим ли исчерпывается лицемерие? Посмотрим глубже, куда редко кто проникает, чтобы явленное стало светом.
Люди привыкли судить других (и себя) по внешности (богатый, бедный, носит рясу, ездит на джипе, носит короткую юбку, смотрит себе под ноги и т. д.), по их социальному статусу (по должности, по зарплате, по связям в обществе и т. п.), по социальных ролях (мытарь, законник, политик, «новый русский», депутат, директор и т. п.), по их должностях (Президент, спикер, менеджер, рекламный агент и т. п.), по их национальности (еврей, цыган, «лицо кавказской национальности» и т. п.), по религиозной и конфессиональной принадлежности (христианин, мусульманин, сектант, иудей, язычник и т. п.), по возрасту, расе, национальности, полу и т. д., по внешним проявлениям личности в обществе. Люди целые народы и государства, периоды истории, исторические и общественные, культурные явления судят по мнениям, по удобопонятным, внешним, доступным для научного исследования и ненаучного поиска чертам (экономика, поведение, развитие культуры и т. п.). Почему это мнения? Потому что людям недоступно полное познание внутреннего вне Бога-Сердцеведца, Который Един открывает Истину о внутреннем, и поэтому они часто ограничиваются лишь внешним знанием.
И люди привыкают знать всё окружающее по этим маскам, внешнему облику, типичным проявлениям, внешнему поведению, минуя и не познавая в своей жизни внутреннего, минуя саму личность, минуя жизнь целых групп, народов, цивилизаций... Но по внешности нельзя целиком судить правильно. Люди не только становятся таким образом необъективными, но и теряют очень много другого. Они теряют большую часть своей личности, своей жизни лишь одним этим… И вследствие этого все оказываются осуждёнными, и никто не осуждён по справедливости, все оказываются пленниками мнений, и… мало у кого есть настоящие друзья или помощники. Многие ищут любви, того, что, по их мнению, ею является, но не Любящего и не то, как самим полюбить и любить; многие ищут признания, но не любви, многие ищут славы от людей, но сами люди им незачем. Подмена личности на лицо, на поведение, на роль и влияние в обществе, на одно лишь внешнее, подмена, которая очень часто происходит, крадёт у людей глубину жизни, крадёт саму ценность личности и общества, общения. Поэтому оскудевает внутренняя жизнь личности, человек становится заложником внешнего, мнений, предрассудков, стереотипов, становится объектом для социологических, психических или других исследований, но перестаёт быть внутренне богатой личностью.
И эту подмену ничто не может оправдать, даже если она пробует прикрываться социальной справедливостью или ещё чем-то.
Не это ли обличает Христос в фарисеях, не это ли есть лицемерие (дословно мерить лицо, то есть, судить по внешним проявлениям личности и общества). Таким образом, это главная болезнь человеческой цивилизации и общества. Не лицемерие ли в любых формах является главным общественным пороком, свойственным если не всем и не во всём, то по-крайней мере  большинству? Например, скажет кто-то: «Еретик, сектант», – и сразу  не хотят знать этого человека (знать не просто как знакомого, а близко знать), а его мнения даже слышать; скажет некто: «Депутат», – и сразу многие думают, честный ли может быть этот человек; скажут: «солдат N-й  армии», – и он уже в глазах общества недостоин сочувствия; назовут кого-то евреем, и сразу к нему определённое отношение; говорят о повстанцах УПА – и это уже определяет к ним отношение многих и т. д. Скажут, что кто-то эстрадный певец, и сразу о нём думают определённым образом и т. д.
Не это ли было во время земной жизни Христа: мытарь лишь по своей должности уже считался грешником, фарисеи считались праведными, разбойник считался погибшим, но не благоразумный ли разбойник первым вошёл в рай со Христом; самаряне и язычники приняли Христову проповедь, а избранный народ отринул? Не лицемерие ли фарисеев более всего обличал Христос? Не учеников ли Он остерегал, чтобы убегали от лицемерия? Ведь главная причина, почему и после Воскресения не приняли фарисеи Христа – это нераскаянное лицемерие. Почему говорит Он: «Мытари и блудницы опережают вас в Царствии Божьем. Ибо они покаялись…».
Лицемерные мнения не достигают глубин личности, но останавливаются на общественных проявлениях… Лицемеры таким образом становятся пленяемы общественными и (или) своими мнениями. Не лицемерие ли делает людей пленниками общества, историю делает пленницей мнений, людей сводит к машинальным ролям, является корнем зла в обществе? Не отсюда ли войны? Ведь не пойдут же люди воевать против тех, кого почитают героями и спасителями, но только против тех, кого считают врагами и губителями. Не отсюда ли смуты? Не отсюда ли нетерпимость? Не отсюда ли преследования, репрессии? Не отсюда ли информационные войны? Не отсюда ли конфликты?
Не знаете ли, что человек не сводится к своим внешним проявлениям, к своим ролям в обществе, даже к своему поведению, праведному и святому или нечестивому, что каждый человек более, нежели то, по чём его судят, каждый более своих талантов, денег, должностей, дел, поступков, времени, умений, знаний, открытий, творчества и всего подобного, что есть у человека, но что не является личностью. Един в Троице Тот, Кто больше нас и всего этого, Кто хочет жить в нас, почему же будем судить о всём по внешнему. Не Божье ли это дело – судить? Но и Он говорит: «Я не сужу никого, а если и сужу, то суд Мой праведен, поскольку ищу не Своей воли, но воли Отца Моего». Не нас ли учит Он: «Не судите, да не судимы будете»? Не на Страшном ли Суде будет явен праведный суд Божий? И разве это не суд любви и справедливости?
Не подумайте, что говорю здесь о том, что люди не могут по внешним проявлениям личности и общества судить и о внутреннем мире, внутренней жизни личности и общества, но говорю, что люди учатся делать это неправедно, лицемерно. Истинно, что мы познаём сначала внешнее в человеке и обществе, что затем постепенно продвигаемся от внешнего к внутреннему, но нельзя делать по внешнему окончательные выводы о всём человеке, нельзя мыслить человека, личность лишь частью общества, нельзя лишь по внешним проявлениям выносить суждение о человеке или обществе. В связи с этим не следует ли воздерживаться от того, чтобы утверждать что-либо о личности (обществе), если имеешь лишь внешние данные о ней (нём)? Не следует ли постараться подойти близко (хотя бы мысленно), вступить в диалог?
А как познать внутреннее? Через диалог. Христос знает каждого человека (мытаря, блудницу, самарянку, разбойника и т. п.) как Бог, но являл Он каждого человека как «внутреннего, потаенного человека» как Сердцеведец через диалог любви с ним, научая и нас. Не в этом ли одна из важнейших радостей Евангелия? Посмотрите: не радостно ли то, что мытарь, блудница, разбойник, нищий, прокажённый, слепой, сотник, фарисей – не только мытарь, блудница и т. д., но личность, человек, который любим Христом?
Что же, неужели, скажете, нельзя судить о внутреннем по внешнему? Неужели, если кто видит, что другой человек явно грешит, то нельзя доверять только этому внешнему знанию? Неужели всегда следует проверять внешнее через внутреннее? Ведь часто для этого нет времени, необходимо принимать некоторые решение, ориентируясь на поведение других, а не на их внутренний мир. Ведь если видишь, например, что грабит кто-то, ты ведь не станешь знакомиться с этим человеком, чтобы после познания его внутреннего мира остановить его кражу. Что же будет ли это тогда лицемерием? Нет.
Но от внешнего следует всегда переходить к внутреннему. Остановив кражу, не следует останавливаться на этом, грех следует останавливать (если это возможно), но нельзя останавливать любовь. Нужно искать человека, искать спасения для погибающего вора, что невозможно без познания и изменения, исправления внутреннего мира этого вора. Но не следует быть навязчивым.
И Церковь, когда судит своих, судит именно, чтобы остановить грех. И Господь-Сердцеведец зовёт всех к покаянию.
Если же видишь кого-либо согрешающим, так что думаешь о нём плохо, то послушай Закон Господень: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев.19:17). И Господь говорит: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему» (Лук.17:3,4).
Того, кого лицемерно судят, Господь особенно, сугубо хочет оправдать (Иоанна 8: 3-12), да не возрадуются бесы лицемерию судей и неправедному суду.
Но если даже лицемеры говорят правду, учат правде, то следует послушать, не их, но правду: «Всё, что скажут они вам сделать (праведно), сделайте, но не делайте так, как они делают (лицемерно)». Также и любить их следует, независимо от их лицемерия, «да будете совершенны, как совершенен Отец Небесный».
Но следует видеть ещё нечто важное. Нельзя также и сводить человека лишь к внутреннему или внешнему, или к их соединению. Личность больше, чем внутреннее вместе с внешним. Ведь каждый всегда может изменить и то, и другое, всегда может изменить, например, внутренние помышления сердца и внешнее поведение.
Христос утверждает приоритет внутреннего над внешним в личности. Поэтому Он говорит: «Очистите сначала внутренность чаши, тогда и наружность будет чистой». И даже учеников своих Он предостерегает от лицемерия.
Что же следует относить к внутреннему, а что к внешнему? Поскольку лишь одного внутреннего недостаточно для спасения и чистоты, поскольку внутреннее проявляется и во внешнем («чем сердце наполнено, то говорят и уста»), то внешнее – это то, что могут (или могли бы) непосредственно видеть и знать другие люди о некоторой личности даже без желания, воли последней (например, какой-либо её поступок), а внутренним же является всё то, что другие могут узнать более или менее достоверно о личности лишь вступив с ней в личностный диалог (например, мотивы поступка, их борьбу, желания, мысли, волю и т. п.).
Отсюда простой и очевидный вывод: если люди говорят о ком-либо плохо (или хорошо), не желая знать или общаться с этим человеком, то они лицемерят в той или иной степени. Если кто говорит, что хорошо знает некоторого человека (как целостную личность), но не желает знать и понимать его, то он лицемерит в той или иной степени, и поэтому он обманывает сам себя и других. Но даже если кто хорошо знает внутреннюю жизнь (равно как и внешнюю) другого человека, то этого ещё недостаточно, чтобы знать его как личность хорошо. Личность свободна, потому может измениться в любую минуту, изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, обновить покаянием. Поэтому все мы не можем судить друг друга, но Бог-Сердцеведец может. Очевидно, что, к сожалению, люди много лицемерят, поэтому Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете». Поскольку же лицемерие умертвляет внутреннюю жизнь лицемеров (как было с фарисеями), а все мы мало знаем друг друга глубоко, то выход один. Он – во Христе: «Се, стою у двери и стучу; и кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3). Он не врывается в глубины личности силой, навязчиво, но стоит всегда и с любовью стучит в дверь личности, дабы войти внутрь, в сердце человека и жить там. Поэтому и мы должны делать так же: мы не должны останавливаться на внешней жизни, не должны помышлять лишь о внутренней, но, отворив Христу двери всего своего сердца, всегда следует стучать в двери сердец других людей с любовью, да и через нас войдёт Христос в их сердца и жизни.
И вот здесь мы видим, что христианство (православное, христианство первых веков) возвращает глубину человеку, и не только человеку, но и обществу. Вспомним обратную перспективу на иконах, которая озадачивает людей. Эта перспектива, кроме явления того, что Бог видит нас в первую очередь, а не мы Его, означает ещё и приоритет внутреннего по отношению к внешнему.
Здесь важный момент. Бог – Сердцеведец и ведает всего человека, всю личность каждого, а общество – нет. Поэтому ценности (в первую очередь нравственные), чтобы люди не были лицемерными в обществе, должны быть основаны на нелицемерном и нелицеприятном Боге.
Христианство меняет человека, воссоздавая его глубину, меняет общество, воссоздавая его человечность.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.


Список использованной литературы (кроме Библии)
1.Андрей Кураев. Вызов экуменизма.
2.Прот. Серафим Слобідський. Закон Божий. Підр. для сім`ї та школи. –К., Видавничий відділ Української Православної Церкви Київського Патріархату. – 2003.

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru