Автор Тема: Андрей Рублёв. "Ветхозаветная Троица"  (Прочитано 6090 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Платошин

  • Сообщений: 4260

Я очень кратко опишу смысл этой иконы.
Здесь изображено три Ангела, символизирующие путников, которые пришли однажды к Аврааму и сказали что у Сарры будет сын. Поэтому вы видите, на средним ангелом Маврийский дуб. Под этим дубом Авраам встречал своих гостей и угощал как принято на востоке в знак гостеприимства. Это же дуб указывает на вторую Ипостась святой Троицы, на Господа Иисуса Христа. Он примет страдальческую смерть, на древе, то есть на Кресте. Одежды Христа багряные символ мученических страданий Спасителя. Слева от Него, Ещё одна фигура Ангела, это Бог-Отец. Над ним вы видите дом, Он призывает нас к домостроительству весь наш жизненный путь это домостроительство, наше устремление в жизни к отчему дому, домоустроунеие нашей души прежде всего избавление от греховных страстей и стяжание Святого Духа его плодов –мира, радости, любви, надежды, долготерпения, кротости воздержания и так далее. Справа вы видите Третью Ипостась Святой Дух –над ним крутая скала или утёс, -символизирующий, то, что наш жизненный путь в отчий дом сложный, не простой, чем выше, тем круче и опаснее наш путь и тем более вероятность сорваться вниз, посмотрите как заканчивается утёс и естественно без силы Святого Духа человеку не возможно преодолеть путь к Богу самостоятельно. Стяжание святого духа не определяется рамками какого- либо подвига. а это прежде соработничество с Богом неизменная любовь к Богу, верность и постоянство в любви к Богу исполнение Его воли и со временем преодолеваются те или иные ступени. Семя христианское не возможно вырастить быстро к чему стремятся неопытные христиане, думая что взяв на себя сверх силы подвиг по своему желанию, будто можно получить дары прозорлевости,  исцеления, и другие дары, но  ничего подобного. Вот крутой утес показывает на то, что многие вроде поднялись, но надорвались и упали в с этого утёса. Потому стяжание Святого Духа требует и время и опытность и долготерпение  и множество испытаний в духовной жизни.  Малое семя большим изобилием воды можно и залить, так что семя, может загнить и пропасть. Так и христианин неопытный самовольно взявший на себя сверх силы подвиг, не руководствуясь  опытом пастыря  в Церкви, может погибнуть. Сначала вроде идёт взлёт духовный, а потом великое падение.
 В центре стола вы видите чашу , и Христос над этой чашей пальцами показывает знак овна или тельца. Это всё показывает на Его искупительную жертву за грехи человечества.
Икона Ветхозаветная Троица, показывает на Единосушность Троицы, и нераздельность. Об этом говорят головы склонённые друг к другу как постоянно содержащие совет друг с другом и замкнутые крылья ангелов. Мы видим не просто единение, а любовь нераздельную, вечносущую. Крылья ангелов сомкнулись, но в центре снизу  мы видим маленький вход, между двумя скамейками на которых восседают Ангелы. Ступни ног Ангелов направлены к нам, к людям, это постоянное нисхождение к грешному миру. а не наоборот, как некоторые думают, что будто Бог оставил нас, это символ его неизречённой, вечносущей любви к человечеству, постоянное Божье присутствие в нашем падшем мире, и между ступнями мы видим вход в это вечное общение любви человека с Богом. Прежде чем подняться к Отчему дому, который человеку произвольно оставил однажды в Эдемском Саду мы должны сначала пройти сквозь мощщевик, он изображён в виде прямоугольника, то есть это показывает на земные страдания в жизни всякого человека желающего войти в Царство Небесное, далее выше мы сталкиваемся в Чашей и тельцом. который изображает Христос. Через свои земные страдания и через веру в искупительную Жертву Христа Спасителя нашего мы можем взойти дальше прийти в Отчий Дом.
На самом деле я могу много размышлять об этой иконе, но посмотрите ещё одна деталь. Чаша символизируют Троицу. Она изображена трижды, одна на столе, другую чашу изображает сам стол, присмотритесь внимательно и третья чаша изображена если подняться ещё выше внутренний контур ангелов, она самая большая.
Ну, вот на этом я и закончу свои размышления.
Спасибо за внимание.


Владислав Мельник

  • Гость
Троица явилась под маврийским дубом - по этой же причине на этот праздник в церковь приносят зелень - березу, клен, явор...

Третья, самая большая чаша вмещает в себе Христа, Который сидит по центру и как бы погружен в нее. Та же самая идея - искупительная жертва Христа.

Еще каждый Ангел держит жезл - символ власти, но держат Они не как цари, всем кулаком, а очень легко - двумя пальчиками, т.е. идея Бога -
Вседержителя.

Дом, который за Богом-Отцем также символизирует Церковь, основанную Христом. А гора за Святым Духом - Хорив, на котором Бог явился Моисею.

Я забыл только значение нескольких элементов. Может Вы, Игорь мне подскажете: кудрявые волосы, белая полоса на одеждах Бога Сына и ленточка, которой перевязаны волосы Ангелов.

Оффлайн Леонид Васильевич

  • Сообщений: 6000
    • Православный
Я видел в храме настенную роспись - ВХ Троицу и обратил внимание на одну деталь: в чаше лежит голова ягненка.   Что бы это значило?

Оффлайн Вадим В.С.

  • Сообщений: 16826
    • Православный
Я видел в храме настенную роспись - ВХ Троицу и обратил внимание на одну деталь: в чаше лежит голова ягненка.   Что бы это значило?
Быт. 18:7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Так что голова ягнёнка - это ещё...
Я тут в Третьяковке выставка икон на одной на этом месте рыбу обнаружил:(

Оффлайн Евгeний

  • Сообщений: 167
Как-то слишком у Вас получилось поверхностно. Ни сном не ухом не упомянули о вопиющем новаторстве А.Рублева в изображении Троицы. Рублев очень много времени изучал Византийские иконы, в том числе Троицы, но изобразил ее совсем иначе. Во-первых, никаких Сарры и Авраама на иконе нет вообще. Обычно они изображаются в виде небольших фигур рядом или под столом. Еды тоде никакой нет (только в чаше голова тельца - это не видно на оригинале, но видно на ранних копиях). Это указывает нам, что дело происходит не на земле. До Авраама Троица собиралась только однажды - принимая решение о создание мира. А большая чаша, в которой расположен Христос (если говорить точно, то на иконе все-же ангел второй ипостаси), символизирует, что уже до создания мира планировалась искупительная жертва Христа. И еще - рублевская Троица - первая в мире икона, на которой ни одного взгляда не обращено на молящегося. Все взгляды замкнуты в самой Троице, во-первых подтверждая мысль о домировом сборе(когда не на кого смотреть вообще). А во-вторых, показывая взаимодействие ипостасей, из Троичную любовь.

Оффлайн Леонид Васильевич

  • Сообщений: 6000
    • Православный
Я видел в храме настенную роспись - ВХ Троицу и обратил внимание на одну деталь: в чаше лежит голова ягненка.   Что бы это значило?

Голова, причем, с рогами.

Наталья Пискунова

  • Гость
Три Путника, задумавдшсь, сидят,

О Трапезе предложенной забывши,

Просты одежды, скорбны Лики, грустен взгляд,

Застыли руки, к странной Чаше наклонившись.

Во всем чудесная, гармония видна,

Когда Один, любя, повелевает,

Другой, в стремлении испить ее до дна,

В молчаньи Третий их деянья освящает.

Качнулось дерево, склоненная гора,

В священном ужасе со трепетом взирают,

Как возле пыльного пастушьего шатра

Вином и хлебом люди Бога угощают.

Три посоха, три Лика, три пути,

Но Одному лишь суждено испить из Чаши,

Покинув Небо, по земле босым пройти,

Смириться, испытать заботы наши.

Застыли Три фигуры в забытьи.

Но, Боже, почему так одиноко

Пустыней жизненней без спутника брести,

Без Ангела, без друга, без пророка?

Три Путника, задумавшись, сидят

О Трапезе предложенной забывши.

Просты одежды, скорбны Лики, грустен взгляд

Тонки их руки, к странной Чаше приступивши.



песня архидиакона Романа “Три Путника”

Оффлайн Игорь Платошин

  • Сообщений: 4260
Я видел в храме настенную роспись - ВХ Троицу и обратил внимание на одну деталь: в чаше лежит голова ягненка.   Что бы это значило?
Да это икона всё -таки называется просто "Троица" и более пдробно об иконах "Троица" можно читать здесь:

Чтобы упорядочить последующий анализ, полезно сформулировать в самой краткой форме основные качества, которыми обладает Троица по учению Церкви.

1. Триединость
2. Единосущность
3. Нераздельность
4. Соприсносущность
5. Специфичность
6. Взаимодействие

Сформулированные здесь шесть качеств и примыкающие к ним вопросы рассмотрены в моей предыдущей статье. Перечисленные качества можно было бы назвать структурно-логическими, поскольку они определяют именно эти стороны догмата о Троице. Кроме того, Троица является еще: 7. Святой; 8. Живоиачальной.

Думается, что последние определения не нуждаются в каком-либо комментарии.

При рассмотрении вопроса об эволюции полноты выражения троичного догмата в иконах, казалось бы, естественно начать с древнейших примеров и закончить современными. Однако более целесообразным представляется другой путь: сначала обратиться к высочайшему достижению в деле такого выражения — иконе преподобного Андрея Рублева, а потом перейти к анализу предшествовавших и последовавших за нею типов икон. Это позволит четче выявить особенности других икон, ослабление в них полноты выражения догмата, имея перед глазами высочайший образец. Многое из того, что использовал Рублев, восходит к более ранним иконописным традициям, но при анализе его "Троицы" упоминаться не будет. Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам.

То обстоятельство, что рублевская "Троица" несет в себе высокую полноту выражения догмата, интуитивно чувствовали многие. Лучше всего об этом свидетельствует неопубликованная работа В.Н.Щепкина, в которой он, тем не менее, абсолютно справедливо пишет, что Рублев создал "прямое воплощение главного догмата христианства" и, далее, что "поэтическая дума о догмате разлита в иконе повсюду". В аналогичном смысле можно трактовать и мысль о.Павла Флоренского о том, что икона Троицы" Рублева "...уже перестала быть одним из изображений лицевого жития, и ее отношение к Мамвре — уже рудимент. Эта икона показывает в поражающем видении Самое Пресвятую Троицу — новое откровение, хотя и под покровом старых и, несомненно, менее значительных форм".

Анализ того, насколько полно и какими художественными средствами воплотил в своей иконе догмат о Троице Рублев, будет осуществляться в той же последовательности, которая была предложена выше. Первым качеством в этом ряду была названа триединость. Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на одной иконе (поэтому здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах "Благовещения", где богоматерь и архангел Гавриил — например, на царских вратах — изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередь единую композицию). Дополнительным и очень существенным приемом является запрет на надписание нимбов у Лиц и использование вместо них объединяющей надписи, представляющей Триаду в виде Монады: "Пресвятая Троица". С этим же связан и запрет на разделение Лиц путем изображения разных нимбов. Сказанное наводит на мысль, что, не дав четкого различения Лиц на своей иконе, Рублев действовал из догматических соображений. Но если это так, то "расшифровка" "персонажей", которую сейчас часто пытаются производить, в известной мере теряет смысл, становясь делом второстепенным.

Вторым качеством, которое следует обсудить, является единоосущность. Она передана у Рублева предельно просто....... смотрите  продолжение по ссылке, очень интересно:
http://veshenskiy-prihod.narod.ru/Uchitel/Ob_ikone.htm

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru