Автор Тема: Священное Писание с поиском и толкованием  (Прочитано 140654 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктор Судариков

  • Сообщений: 8005
http://www.rusbible.ru/

Священное Писание в синодальном переводе с быстрым поиском по адресу или тексту, с толкованием св.Феофилакта Охридского (Болгарского).

Толкования на книги Писания и материалы по библеистике

Содержание


*** М ***
Добавлю ниже приводившиеся в этой и других темах ссылки. Светлана.

Добавил новые материалы. Александр Зонов
« Последнее редактирование: 08.06.2013, 18:24:22 от Александр Зонов »

Оффлайн Александр Зонов

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3008
    • Православный
Тексты



Канон



О чтении и толковании Священного Писания

« Последнее редактирование: 05.06.2013, 16:43:35 от Александр Зонов »

Оффлайн Александр Зонов

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3008
    • Православный
Толкование книг Священного Писания Нового Завета


Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Деяния Святых Апостолов

Соборное послание св. Ап. Иакова

Первое Соборное послание св. Ап. Петра

Второе Соборное послание св. Ап. Петра

Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова

Второе Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова

Третье Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова

Соборное послание св. Ап. Иуды

К Римлянам послание св. Ап. Павла

Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам

Второе послание св. Ап. Павла к Коринфянам

Послание к Галатам

Послание к Ефесянам

Послание к Филиппийцам

Послание к Колоссянам

Первое послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам

Второе послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам

Первое послание к Тимофею

Второе послание к Тимофею

Послание к Титу

Послание к Филимону

Послание к Евреям

Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова
« Последнее редактирование: 05.06.2013, 16:52:42 от Александр Зонов »

Оффлайн Александр Зонов

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3008
    • Православный
Толкование книг Священного Писания Ветхого Завета


Бытие

Исход

Левит

Числа

Второзаконие

Книга Иисуса Навина

Книга Судей израилевых

Книга Руфи

Первая книга Царств

Вторая книга Царств

Третья книга Царств

Четвёртая книга Царств

Первая книга Паралипоменон

Вторая книга Паралипоменон

Первая книга Ездры

Книга Неемии

Вторая книга Ездры

Книга Товита

Книга Иудифи

Книга Есфири

Книга Иова

Псалтирь

Притчи Соломона

Книга Екклезиаста, или Проповедника

Песнь песней Соломона

Книга Премудрости Соломона

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

Книга пророка Исаии

Книга пророка Иеремии

Плач Иеремии

Послание Иеремии

Книга пророка Варуха

Книга пророка Иезекииля

Книга пророка Даниила

Книга пророка Осии

Книга пророка Иоиля

Книга пророка Амоса

Книга пророка Авдия

Книга пророка Ионы

Книга пророка Михея

Книга пророка Наума

Книга пророка Аввакума

Книга пророка Софонии

Книга пророка Аггея

Книга пророка Захарии

Книга пророка Малахии

Первая книга Маккавейская

Вторая книга Маккавейская

Третья книга Маккавейская

Третья книга Ездры
« Последнее редактирование: 05.06.2013, 17:20:17 от Александр Зонов »

Оффлайн Александр Зонов

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3008
    • Православный
Материалы по библеистике

« Последнее редактирование: 05.06.2013, 17:08:59 от Александр Зонов »

Оффлайн Александр Зонов

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 3008
    • Православный
Экзегеза, герменевтика: методы толкования Ветхого Завета (из книги прот.А.Меня "Исагогика"):

     1. Необходимость толкования Библии.  Подобно богослужению и иконе, Библия  –  это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себя множество традиций. Она имеет свою символику, язык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Не все в ней "лежит на поверхности", иное нуждается в пояснении, иное  –  в сравнительном анализе. Библию недостаточно просто читать: как Слово Божие она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое  –  тщательного изучения. Это изучение необходимо хотя бы потому, что нас отделяют от библейских писателей десятки веков. Свт. Иоанн Златоуст писал, что "неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают" (Беседа на 1 Кор 29,1). Авторы Библии принадлежали к миру Древнего Востока, а его великие цивилизации: Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия  –  пришли к закату задолго до Р.Х. Но именно они и создавали культурно-исторический фон Ветхого Завета.  Если мы хотим глубже проникнуть в Слово Божие, данное нам через библейских авторов, мы должны приложить к этому труд, нелегкий, но благодарный.  Разумеется, искренне верующий человек может духовно насыщаться Библией и без этих знаний, но они помогают глубже проникнуть в смысл Св. Писания. Если существуют обширные области науки, изучающие творения классиков (дантоведение, шекспироведение, пушкинистика и т.д.), то Книга книг заслуживает еще более пристального изучения. Оно преследует не отвлеченные научные цели, его задача  –  помочь пониманию того, что говорил нам Бог через Своих посланников.

     2. Экзегеза и герменевтика.  Толкование Библии, уяснение ее смысла называется экзегезой (греч.). У православной экзегезы есть свои правила герменевтики (от греч. эрменеуен  –  объяснять) и методы:
     1) Читать и изучать Библию следует как Слово Божие, которое дано людям не для удовлетворения их любознательности, а для научения в вере и жизни. 
2) Толкование должно быть согласно с догматами и учением Церкви. 
3) Ветхий Завет необходимо оценивать в свете Нового. 
4) Важно учитывать пояснения, которые давали к Ветхому Завету св. Отцы. Они "имеют огромную ценность для православного ветхозаветника, который, однако, должен учитывать и различия толкования Отцов, не возводя автоматически ни одного из них на степень Предания Церкви. Православные библеисты с полным правом обращают внимание и на церковно-богослужебное (литургическое, иконографическое) истолкование Ветхого Завета, выясняя общецерковное экзегетическое предание, отделяя позднейшие и случайные элементы" (Б. И. Сове. Указ. соч.).  5) Экзегезе предшествует критика текста. Слово "критика" в данном случае означает научное и литературное исследование. Библеист, по словам свт. Иннокентия Херсонского, "должен узнать те источники, в которых заключается Откровение, должен проверить подлинность памятников и достоверность свидетельств, должен познать, как содержатся в них и как из них вытекают истины религии" (Соч., т. XI, с.171).

     3. Пять основных методов экзегезы.  Благодаря трудам Отцов и Учителей Церкви и позднейших экзегетов смысл Св. Писания от эпохи к эпохе раскрывается все более полно в своей духовной неисчерпаемости и глубине.  Существует пять основных методов экзегезы, или толкования, Ветхого Завета, которые не исключают, а  дополняют  друг друга.  "Иное в Писании,  –  замечает свт. Иоанн Златоуст,  –  должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле: чувственном и духовном" (Беседа на Пс 46). Точно также преп. Иоанн Кассиан Римлянин указывал, что толкование Библии "разделяется на две части, т.е. на историческое (буквальное) толкование Св. Писания и духовное (таинственное) разумение "(ХIV в.).
     МЕТОД АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЯ зародился у иудеев Александрии и был развит известным религиозным мыслителем Филоном (ум. ок. 40 г. н.э.). Филон и его предшественники заимствовали этот метод у античных писателей.
     Аллегорическая экзегеза была воспринята христианской школой Александрии  –  Климентом и Оригеном (II-III вв.), а затем свт. Григорием Нисским (332-389). Все они исходили из мысли, что Ветхий Завет содержит гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном понимании.  Поэтому экзегеты стремились путем расшифровки аллегорий изъяснить  сокровенный,  духовный смысл Писания.  И действительно, библейские авторы широко применяли иносказательную символику, условные образы, священные числа, которые должны были указывать на стоящее за ними внутреннее содержание. Так, число 7 означало завершенную полноту, 4  –  вселенскость (4 страны света), 12  –  полноту избранников, 40  –  срок поколения и этап в истории спасения. Однако, при всей его плодотворности, александрийскому методу недоставало надежных критериев для точного понимания древневосточной символики, которая использовалась в Ветхом Завете, а это нередко приводило к произвольным догадкам. Большой заслугой александрийской школы явилась попытка  изложить учение Библии на философском и богословском языке.   В наши дни подобную попытку возобновил протестантский теолог Рудольф Бультман (1884-1976), который назвал свой метод  демифологизацией  Библии.  Пока речь шла о Ветхом Завете, этот метод был плодотворен, но когда Бультман перенес его на Новый Завет, Евангелие почти утратило у него всякую историческую основу.
     МЕТОД БУКВАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ сводился к тому, чтобы по возможности связно и ясно представить себе ход библейских событий и  прямой  смысл учения, изложенного в Ветхом Завете.  Этот метод был разработан в III и IV веках сирийскими Отцами Церкви (Антиохийская и Эдесская школы), из которых наиболее известен прп. Ефрем Сирин (306-379). Сирийцы были близко знакомы с обычаями Востока, что позволяло им лучше, чем эллинистическим авторам, реконструировать картину библейского мира. Но факт многозначного смысла Писания зачастую оставался вне поля зрения этих экзегетов.
     Методы двух вышеназванных школ сочетали Отцы Церкви, предлагавшие НРАВСТВЕННО-ГОМИЛЕТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ Ветхого Завета. Оно преследовало прежде всего цели назидания, проповеди, делая ударение на нравственном и догматическом аспектах Писания. Высочайшим образцом такого толкования являются труды свт. Иоанна Златоуста (380-407). Из писателей ХIХ века гомилетическую экзегезу мы находим у архиеп. Иннокентия Херсонского, митрополита Филарета Московского, а на Западе у пастора Эжена Берсье.
     ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ, ИЛИ ПРООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ был впервые применен членами иудейской общины Кумрана (I-II века до Р.Х. – I век по Р.Х.).  Этот метод строился на том, что Библия содержит многозначные прообразы (греч. типос  –  образ, прообраз) истории спасения, которые могут быть отнесены  не к одному, а к различным ее этапам.   Так, например, в исходе из Египта видели прообраз возвращения из плена, а позднее  –  прообраз исхода из рабства греху (воды моря  –  символ вод крещения). Этот метод применяется уже в Евангелии (Ин 3,14), у ап. Павла (Гал 4,22-25) и присутствует почти во всей святоотеческой письменности, начиная от свт. Климента Римского (ок. 90 г.).  С прообразами тесны связаны и  пророчества  о Мессии, в явной или прикровенной форме рассеянные по всему Ветхому Завету. Типологический метод играет большую роль в понимании духовной целостности Библии, которая говорит о деяниях единого Бога в единой истории спасения.
     ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ИЛИ БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА. Она получила свое начало в трудах Оригена, бл. Иеронима и ряда средневековых ученых. Однако наибольших результатов библейская критика достигла за последние 300 лет. "Исторический подход к изучению Писания и богооткровенной религии,  –  говорит современный православный библеист протопресв. Алексей Князев,  –  есть самый естественный и правильный подход, конечно, при условии, если он руководим верою в Откровение... Благодаря современным открытиям в области истории, филологии, археологии, палеографии и других вспомогательных наук в области исагогики мы приведены к возможности еще ближе, полнее и подробнее видеть действие открывающего Себя Бога человечеству и устрояющего его спасение". Библейская критика распадается на: а) текстуальную критику, б) литературную критику, в) историческую библеистику (включая библейскую археологию и данные изучения внебиблейских религий) и г) внутреннюю (или "высокую") критику. Библейская критика не упраздняет, а дополняет 4 предшествующих метода.
« Последнее редактирование: 16.03.2009, 11:05:48 от Александр Зонов »


vladislaff

  • Гость
Библия в Рунете. (Краткий аналитический обзор)

А.С. Десницкий, известный ученый-библеист, создал классификацию основных библейских сайтов в рунете с целью дать представление обо всех главных христианских ресурсах информации о Библии и указать наиболее перспективные направления для работы в этой области, в частности, для создания новых сайтов, на которых будет представлена Библия.

« Последнее редактирование: 12.07.2010, 13:01:58 от Vladislaff »

Оффлайн Виктор Михайлович

  • Сообщений: 8294
    • Православный
     ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ИЛИ БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА. Библейская критика распадается на: а) текстуальную критику, б) литературную критику, в) историческую библеистику (включая библейскую археологию и данные изучения внебиблейских религий) и г) внутреннюю (или "высокую") критику. Библейская критика не упраздняет, а дополняет 4 предшествующих метода.
В связи с этим необходимо упомянуть и апологетику, хотя это тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Осипов А.И. "Понятие об апологетике"
Раннехристианские апологеты Из Православной Энциклопедии.
Джексон У. "Изучение Библии в свете археологии"
Иерусалим Ирода. Из книги Н. Василиадиса "Библия и археология".
Историзм Священного Писания Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
Диакон о. Андрей Кураев "Православие и эволюция"
Профессор, протоиерей Глеб Каледа "Библия и наука о сотворении мира (Опыт естественно-научного толкования книги Бытия)"
Десницкий А.С. "Библия и читатель ХХI века"
« Последнее редактирование: 23.09.2010, 12:35:58 от Виктор Михайлович »


Оффлайн Костя А.

  • Сообщений: 1643
Сборник толкований на все книги Священного Писания, составил диакон Георгий(Максимов): http://narod.ru/disk/26054270000/tolkovanie.rar.html

Оффлайн Костя А.

  • Сообщений: 1643
Кирилл Александрийский Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия.(около 600 страниц текста) очень полезная книга, для изучения ВЗ.
« Последнее редактирование: 26.02.2011, 20:20:11 от Костя А. »

Оффлайн Левитин Михаил

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 8780
    • Православный
Кирилл Иерусалимский Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия.(около 600 страниц текста) очень полезная книга, для изучения ВЗ.
Кирилл Александрийский, наверное. И, кажется, у него объяснения не только Бытия, а всего Пятикнижия.

Оффлайн Костя А.

  • Сообщений: 1643
Точно так, вот тут можно взять: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=kirillal.

Оффлайн Дионисий Ш.

  • Сообщений: 1529
    • Православный
Даст Бог, всю серию сделаем и выложим...

http://ifolder.ru/23307754


Оффлайн Левитин Михаил

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 8780
    • Православный
Даст Бог, всю серию сделаем и выложим...
http://ifolder.ru/23307754
Спасибо огромное!

Оффлайн Дионисий Ш.

  • Сообщений: 1529
    • Православный
Уже есть по Бытию и Иову в дежа-вю. Если надо могу пока в этом формате выложить...

Оффлайн Левитин Михаил

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 8780
    • Православный
Уже есть по Бытию и Иову в дежа-вю. Если надо могу пока в этом формате выложить...
Да, хорошо бы пока так.

Оффлайн Дионисий Ш.

  • Сообщений: 1529
    • Православный

Оффлайн Дионисий Ш.

  • Сообщений: 1529
    • Православный

 

Пожертвования на работу форума "Православное кафе 'Миссионер'"
можно отправлять по приведенным ниже реквизитам"

R412396415730
E210633234893
Z101437155470

41001985760841



Рейтинг@Mail.ru