История > История Церкви

об о. Павле Флоренском

<< < (4/10) > >>

Рыжов Борис Григорьевич:

--- Цитата: Пётр от 04.12.2007, 21:58:44 ---Мученников в первые века христианства кананизировали сразу после их смерти.Тут чудеса необязательны. Вы ж не полагаете, что все новомученники прославились многими чудесами?


--- Конец цитаты ---

======
Насчет первых веков - конечно.
Насчет нашего времени - см.выше.
(надеюсь Вы не думаете, что я не ценю о.П.Флоренского........)

Елена:
Фраза из о. Андрея Кураева (не читала ее в подлиннике) все же поверхностна. Я в свое время болееполовины лагерных писем о. Павла от буквы до буквы в подлиннике читала - участвовала в их подготовке к публикации, кое-что удалось расшифровать, что до меня не разобрали. Впечатление сильнейшее. Письмо позволяли писать раз в месяц (кажется) и в строго ограниченном объеме - два листка. Двойной листок из тетради в клеточку о. Павел делил на четыре полулистка (предполагая, что они будут разрезаны и розданы как отдельные письма) и писал на каждом - жене, и отдельно детям. Сыновьям Василию и Кириллу он писал о геологии и естественных науках (они уже были или становились учениками Вернадского), старшей дочери Ольге (Олень") - о литературе (потрясающие воспоминания о писателях, впечатления о чтении) и другие гуманитарные вещи, младшему Мику - разные, тоже преимущественно естественнонаучные занятности, младшенькой Тике (Марии-Тинатин) - очень много о соловецких чайках и вообще о том, о чем интересно читать маленькой еще девочке. Это была просто энциклопедия в письмах и памятник отцовской любви...
Это не совсем по теме. Но думаю. что документы к канонизации о. Павла готовились раньше иных прочих - его внуки о. Андроник(трубачев) и П.В.Флоренский долгие годы вели огромную работу по сохранению и возрождению памяти о. Павла (начиналось в конце 80-х гг. вечерами и выставками "Возвращение забытых имен". Так что помеха должна быть какая-то... реальная.
Я, когда работала над наследием о. Павла. много пыталась ему молиться. Это было... сложно. Ощущение создалось - и по письма, там это и прямо выражено - такое, что в те страшные последние годы жизни ему стали чужими все. кроме семьи, произошло такое замкнутие мира. Слышала я когда-то от нашего батюшки про какого-то святого, которого хотели прославить, а он явился и строго запретил это делать - потому что вот не хотел, чтобы к нему "ломились" с просьбами. Это я грубо выражаю, но ведь это и в той, небесной жизни возможно - обителей много, они разные. И вот, может, сам о. Павел избрал такую обитель... не нараспашку.
А я поминаю его и его усопших присных (маму Ольгу, жену Анну и детей) просто за упокой.

инна с.ш.:

--- Цитата: Елена от 05.12.2007, 00:19:53 ---Ощущение создалось - и по письма, там это и прямо выражено - такое, что в те страшные последние годы жизни ему стали чужими все. кроме семьи, произошло такое замкнутие мира.
--- Конец цитаты ---

Е.В.,
спасибо огромное, что рассказали. Вполне можно и такой исход допустить.. Нету у Бога нашего ничего случайного. Однако и мы все по-разному чувствуем любимых *небесных батюшек*, как называет новомучеников одна моя знакомая :)

Елена:
Тут мне в личку написали, что о. Павел
--- Цитировать ---принадлежит к просвещённой, интеллигентской, западноориентированной в некотором смысле, части духовенства, по типу о.А. Меня или о. Г. Чистякова, или о. П. Мещеринова
--- Конец цитаты ---
, а
--- Цитировать --- такого рода подвижники у нас не вполне подходят на роль почитаемых в народе святых
--- Конец цитаты ---
Я бы оспорила обе половины утверждения. Начиная со второй: народ церковный - широкой понятие, мы. слава Богу, не "вышли из народа", а являемся неотъемлемой его частью, поэтому популярность "в широких массах" типа святости для канонизации решающего значения не имеет. Есть святые широко чтимые, скорые помощники и молитвенники. к которым порибегают тысячи и миллионы людей, есть те, кого мало знают. Из тысяч прославленных новомучеников не все широко почитаемы, даже среди них есть те. о ком почти ничего. кроме следственных дел, неизвестно, есть такие, у которых и образ написать не с чего (потому что следственное дело было без фотографии). Но они за Ъриста пострадали и молятся за нас пред престолом Божиим...
Но отвечу и на первую часть. В просвещенности как таковой "нет беды"  ;) - а просвещенность отца Павла была реальная, в свете Истины, к которому он воистину не щадя живота своего стремился всю жизнь. Отец Павел был гениален, по одаренности; в его лице Бог подарил нашему отечеству действительно универсального мыслителя поразительного масштаба. Странно говорить о "западноориентированности" отца Павла - автора безупречного и феерического "Иконостаса", раскрывающего нам самую суть восточнохристианской культуры, онтологические ее основы (как прекрасно на сопоставлении иконописи с масляной живописью и гравюрой показана плоскость и недо-бытийность западного, католического и протестантского, мышления!), отца Павла, многократно подчеркивавшего свою принадлежность к "средневековому" типу жизни и мысли и горячо не любившему "возрожденческий". Можно - и нужно - открыть отдельную тему о том, что отец Павел дал... точнее, должен был и мог бы дать - нашей философской и богословской мысли. но наследие его - живое, оплодотворяющее, горячее - не подхвачено еще. Не из-за мнимой "западности", а из-за того, что оно не поверхностно, оно требует "конгениальности", той высочайшей серьезности и духовной работы, которая никогда не популярна.
Да, у него полно суждений и высказываний, даже работ, неверных, не выдерживающих поверки временем и не ведущих к познанию истины. Безупречен, возможно, один "Иконостас". Отец Павел никак не вписывается в ту систему оценок. при которой "шаг в сторону приравнивается к побегу" и наказуется расстрелом. Увы, отец Павел этому моральному (идейному) расстрелу уже многократно подвергался со стороны людей, абсолютно не знакомых с его мыслью и не желающих с нею знакомиться (и не способных к этому). Это нормально. Но сама-то эта система мысли ("от сих до сих") глубоко чужда христианству, нашей вере в Бога - Живую Истину и Путь.
Внук отца Павла, о. Андроник, уже давно высказал и показал на материале, что, как бы далеко ни заносилась мысль о. Павла, когда он видел или ему показывали, что это вступает в пределы, по которым догматически определено суждение Церкви, он ВСЕГДА смирялся - с любовью и благоговением - перед Преданием, Отцами, матерью-Церковью. Это - главное.
Думаю, что хотя данная тема посвящена не философскому наследию о. Павла, но не стоит плодить новые и здесь можно поговорить о том, что о. Павел Флоренский может дать нашему миропониманию, что он дал нашей Церкви (ибо если глубокие идеи не вошли в расхожее мнение, это не значит, что Церковь ими не обладает).
Я надеюсь позже вернуться со своей мелкой кочки к этому вопросу - если он окажется интересным хоть для кого-то.

инна с.ш.:

--- Цитата: Елена от 05.12.2007, 10:40:56 --- Отец Павел был гениален, по одаренности; в его лице Бог подарил нашему отечеству действительно универсального мыслителя поразительного масштаба. как бы далеко ни заносилась мысль о. Павла, когда он видел или ему показывали, что это вступает в пределы, по которым догматически определено суждение Церкви, он ВСЕГДА смирялся - с любовью и благоговением - перед Преданием, Отцами, матерью-Церковью. Это - главное.
Я надеюсь позже вернуться со своей мелкой кочки к этому вопросу - если он окажется интересным хоть для кого-то.
--- Конец цитаты ---

Будем ждать с нетерпением.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии